Радиоактивные отходы - под гражданский контроль!
 
Как продвигается программа по очистке Арктики от ядерного наследия

Как продвигается программа по очистке Арктики от ядерного наследия

В ноябре завершилась многолетняя история утилизации плавтехбазы «Лепсе», обеспечивавшей работу первых атомных ледоколов. Но «Лепсе» была не единственным опасным объектом в Арктике, где «Росатом» ведет планомерную очистку акватории от ядерного наследия. О текущей ситуации в регионе рассказал руководитель проектов международной технической помощи ГК «Росатом» Анатолий Григорьев:

Подлодки

— Давайте напомним, с чего началась очистка Арктики от ядерно и радиационно опасных объектов. Какой проект был первым?

— Самым первым проектом по обезвреживанию ядерно и радиационно опасных объектов на Северо-Западе России стала утилизация выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок, АПЛ. В 1998 году вышло правительственное постановление, которое предусматривало ускоренную утилизацию таких АПЛ.

Это была тяжелая задача — ​обеспечивающая инфраструктура на судоремонтных заводах отсутствовала, необходимые для обращения с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами, РАО, технологии требовали доработки и модернизации, активные зоны и атомные установки некоторых лодок пришли в аварийное состояние, лодки были рассредоточены вдоль побережья Баренцева и Белого морей.

В 1998 году из 177 выведенных из состава Военно-морского флота атомных подлодок утилизировали 39. После того как решение проблемы перешло Минатому, работа активизировалась, и задача утилизации старых АПЛ практически решена.

Но на Северо-Западе России из эксплуатации сейчас выводятся еще шесть атомных подлодок.

— Технологических проблем с их утилизацией с учетом предыдущего опыта не предвидится, верно?

— Да, ничего нового изобретать не надо. Опыт колоссальный. Он позволит решить все задачи. Раньше с отдельными видами реакторных установок возникали трудности, которые делали более сложными процессы утилизации АПЛ в целом. К проблемным относились реакторные установки подлодок проекта 661 и проекта 705 — ​в натовской классификации типы «Папа» и «Альфа». Из этих лодок вырезали трехотсечные блоки с реакторными отсеками вместе с топливом, а позже создавали оборудование и технологии для выгрузки топлива из реакторов. АПЛ с атомными энергетическими установками таких типов уже нет, поэтому трудностей не возникнет.

Сайда-губа

— На площадке долговременного хранения в губе Сайде хватает места?

— По проекту в пункте длительного хранения реакторных отсеков отделения в Сайде Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО» 178 мест для блоков реакторных отсеков и блок-упаковок судов атомного технологического обслуживания, АТО. Сегодня там находятся 138 объектов.

Первоначально в Сайде размещали только реакторные отсеки АПЛ. С 2013 года туда начали свозить также блок-упаковки судов АТО и атомных ледоколов. Большая часть судов обслуживания уже утилизирована, из них сформированы 11 блок-упаковок. Сформированы также упаковки из оборудования реакторных установок выведенных из эксплуатации ледоколов «Сибирь» и «Арктика».

В ближайших планах — ​размещение еще девяти реакторных отсеков подлодок, двух блок-упаковок атомных ледоколов «Россия» и «Советский Союз» и трех — ​судов обеспечения. Свободно сейчас 40 мест. Пока этого достаточно. Через 70 лет можно приступать к разборке реакторных отсеков и блок-упаковок. Количество мест в Сайде в любом случае не будет критичным вопросом.

На ближайшие десятилетия основная задача регионального центра кондиционирования и долговременного хранения РАО в Сайде — ​кондиционирование образовавшихся при утилизации АПЛ и судов АТО твердых отходов из губы Андреева и Гремихи и передача на захоронение Национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами — ​НО РАО.

Одна из новых задач — ​самим утилизировать атомные ледоколы. Раньше этим занимался судоремонтный завод «Нерпа» в сотрудничестве с «Атомфлотом» и «СевРАО», филиалом НО РАО. Компетенции пункта долговременного хранения в губе Сайде будут расширяться. С 2024 года начнется подготовка к вывозу радиоактивных отходов в упаковках, соответствующих критериям Национального оператора. После переупаковки все РАО вывезут на захоронение. Темпы переработки и подготовки РАО к вывозу будут постепенно увеличиваться.

Вышеупомянутые виды деятельности — ​новые для «СевРАО». Раньше РАО готовили и отправляли на захоронение «Атомфлот» и Кольская АЭС.

Губа Андреева

— Как идет выгрузка топливных сборок в губе Андреева? Кажется, это ваш любимый объект.

— Так и есть, ведь я был его первым директором. Работы по вывозу ОЯТ — ​основные для нормализации экологической обстановки и снижения ядерных и радиоактивных угроз. Две емкости из трех практически освобождены от отработавших тепловыделяющих сборок, ОТВС. Выгружено 62 % общего количества. Это около 2 млн Ки из 3,47 млн на момент начала работ в 2017 году.

Выгружаются как целые, так и поврежденные сборки. Разработаны специальные приспособления для захвата, изготовлены пеналы для дефектного топлива. В них ОТВС вывозят на переработку на «Маяк».

— Как идет подготовка к работам в хранилище 3А, где дефектных ОТВС больше, чем в остальных?

— В 2022 году оно было подготовлено для работы перегрузочной машины, которая пока занята в хранилищах 2А и 2Б. Подготовка заключалась в удалении бетонного ограничительного кольца вокруг емкости хранения. Теперь нужно подготовить биологическую защиту и ячейки хранения к выгрузке ОЯТ — ​удалить строительный мусор из-под плит, выполнить горизонтальное выравнивание биологической защиты, проверить возможность извлечь пробки из ячеек, неизвлекаемые вырезать и установить новые. Все мероприятия проводятся дистанционно из-за высокого уровня радиации.

После подготовки ячеек и биологической защиты перегрузочную машину переставят к емкости 3А и сборки начнут извлекать, грузить в пеналы и вывозить на переработку. Предполагается, что к 2028 году выгрузка сборок из 3А завершится.

— Прояснилась ли судьба бывшего бассейна выдержки — ​так называемого пятого дома, где в советское время хранились все сборки?

— Утвержденная концепция вывода из эксплуатации предусматривает удаление всех радиоактивных отходов. После этого будет разработан проект окончательного вывода здания из эксплуатации. Пока у него отремонтировали крышу, восстановили освещение, а из бассейна выдержки отправили на «Маяк» шесть ОТВС.

— Заодно спрошу: как идет вывоз отработавшего топлива из Гремихи?

— В этом году вывезена очередная активная зона с уранбериллиевым топливом. Таким образом, сделан еще один шаг к приведению площадки в безопасное состояние.

«Лепсе»

— «Лепсе» полностью перевезена в Сайду. Расскажите, как утилизировали эту плавтехбазу.

— Был применен комплексный подход, отличающийся от обычных способов утилизации. Из корпуса судна сформировали две блок-упаковки. Блок-упаковку кормовой части с емкостью для хранения жидких РАО перевезли на хранение в губу Сайду первой. В носовой блок-упаковке размещалось хранилище ОТВС, их надо было извлечь.

Для выгрузки сборок потребовались специальные технологии и дистанционно управляемое оборудование. Для работы было построено укрытие на судоремонтном заводе «Нерпа». Блок-упаковку подготовили и по рельсовым путям завезли в укрытие. Полой фрезой, которую приводил в движение станок, сборку вырезали вместе с ячейкой, устанавливали в разработанный для проекта чехол, чехол — ​в транспортный контейнер, и он доставлялся автомобилем-контейнеровозом на специализированное судно «Серебрянка».

После выгрузки топлива носовую блок-упаковку вывезли в губу Сайду. Теперь обе части плавтехбазы хранятся безопасно для окружающей среды.

«Лепсе» — ​уникальное судно. Оно участвовало в перегрузках топлива первых атомных ледоколов «Ленин», «Сибирь», «Арктика», обеспечивало эксплуатацию реакторных установок.

Ситуацию, возникшую в 1984 году на «Лепсе» во время шторма в Карском море, следует признать случайностью. Забортная вода попала в хранилища, жидкие радиоактивные отходы проникли в большинство эксплуатационных помещений. Находиться на судне стало опасно: из-за контакта с соленой водой началось разрушение тепловыделяющих сборок, радиационная обстановка ухудшилась. Как исправить положение, никто не знал, таких технологий, как сейчас, еще не было. «Лепсе» поставили на дальний причал на территории «Атомфлота», и только вахтенный персонал следил за обеспечением безопасности, в том числе ядерной и радиационной.

«Росатом» первым занялся выводом «Лепсе» из эксплуатации. Разработали комплекс организационных и технических мероприятий, провели оценку воздействия на окружающую среду, организовали общественные слушания. Рассматривались всевозможные меры безопасности. Одной из них был отказ от выгрузки ОЯТ на плаву. «Лепсе» вытащили на берег, и из категории судов она перешла в категорию упаковки с радиоактивными материалами. Теперь проект успешно завершен.

— Каковы предварительные итоги работы по вывозу РАО и ликвидации ядерно и радиационно опасных объектов на Северо-Западе России?

— За год из региона вывезли радиоактивных веществ суммарной активностью порядка 120 тыс. Ки. «СевРАО» выполняет очень большую работу по всем государственным программам. Строящиеся в России пункты захоронения РАО — ​часть инфраструктуры, которая в конечном счете позволит добиться более глубокой очистки региона.

ОБЪЕКТЫ УТИЛИЗАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ

АПЛ класса «Тайфун» (по классификации НАТО) — ​серия тяжелых стратегических атомных подводных лодок третьего поколения, сданных в эксплуатацию в конце 1980‑х — 1990‑е годы.
АПЛ типа «Папа» (по классификации НАТО) — ​лодка К‑222, первая в мире с корпусом из титана. Самая быстрая в мире. За дороговизну прозвана «золотой рыбкой». Акт приемки был подписан 31 декабря 1969 года.
АПЛ типа «Альфа» (по классификации НАТО) — ​серия подлодок проектов 705 и 705К «Лира». Небольшие, высокоскоростные, с титановыми корпусами и автоматизированными системами управления. Были введены в эксплуатацию в 1970‑х — ​начале 1980‑х годов.
Губа Андреева — ​место размещения береговой базы ВМФ. В 1982 году бассейн выдержки ОЯТ АПЛ треснул, вода стала выливаться наружу. Топливо было выгружено в емкости для хранения с сухим охлаждением.
Гремиха — ​база ВМФ, одно из мест хранения ОЯТ, РАО и реакторов с жидкометаллическим теплоносителем.

Ирина Дорохова («Страна Росатом»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *