Без ядерных отходов: Невада готовится дать отпор проекту Юкка-Маунтин

Без ядерных отходов: Невада готовится дать отпор проекту Юкка-Маунтин

Комиссия по ядерной энергетике штата Невада готова нанести ответный удар после слушаний в Конгрессе США в поддержку возобновления проекта захоронения ядерных отходов в Юкка-Маунтин.
Комментарии на слушаниях в Палате представителей вызвали опасения, что после выборов Конгресс США может вновь поднять вопрос о ядерных отходах, и что штат должен быть более активным в борьбе с этим.

Ранее в этом месяце подкомитет Конгресса собрался для обсуждения вопроса об отработанном ядерном топливе и местах его хранения, что вызвало тревогу у противников хранилища ядерных отходов Юкка-Маунтин — федерального объекта в округе Най, предназначенного для хранения высокоактивных ядерных отходов страны, который, тем не менее, оставался пустым в течение десятилетий из-за сильного регионального противодействия.

Две недели спустя Комиссия по ядерным проектам штата Невада провела свое первое в этом году заседание, чтобы обсудить антагонистический настрой заседания подкомитета — и разработать стратегию, как отбить потенциальную новую волну энтузиазма в отношении Юкка-Маунтин после ноябрьских выборов 2024 года.

«Слушания — это проблема, — говорит Фред Дилгер, директор Агентства по ядерным проектам Невады. – Они наводят нас на мысль, что фракция сторонников Юкка-Маунтин может вернуться к проекту после ноября».

Члены комиссии, которая консультирует губернатора и законодательное собрание штата по вопросам радиоактивных отходов, заявили, что они и делегация Конгресса Невады были ошеломлены резким тоном и отсутствием знаний, которые члены подкомитета продемонстрировали во время слушаний 10 апреля. Ключевые члены подкомитета назвали программу Юкка-Маунтин «технически успешной», которой помешала только политика «штатов вроде Невады».

Хотя в этой сессии Конгресса не было предложено никакого нового законодательства или финансирования, комиссия считает, что недовольство членов подкомитета заслуживает стратегического ответа, особенно из-за существующих технических проблем с объектом, которые, по их словам, не принимаются в расчет.

Даже если вновь избранный Конгресс в 2025 году будет заинтересован в выделении средств на возобновление процесса лицензирования Юкка-Маунтин, в Неваде существует ряд процессов, которые могут этому помешать.

Хотя предлагаемое хранилище ядерных отходов находится на федеральной земле, министерству энергетики США все равно придется получить лицензию на использование и строительство объекта, учитывая, что единственной существующей инфраструктурой является туннель в горе. По оценкам правительства, получение лицензии обойдется в 1,66 миллиарда долларов — штат будет бороться в суде, оспаривая права на воду, — и может занять до 10 лет. Даже если заявка на лицензию будет в итоге удовлетворена, строительство обойдется в сумму от 75 до 119 миллиардов долларов.

Кроме того, существуют практические проблемы, которые серьезно ограничивают возможности транспортировки ядерных отходов в Неваду. К Юкка-Маунтин нет ни железнодорожных линий, ни полос отвода, а существующие индейские земли и национальный памятник Басин и Рейндж стоят на пути потенциальных маршрутов транспортировки.

Десятки политиков и геологов Невады выступают против хранилища ядерных отходов, ссылаясь на научные соображения и национальную безопасность. По словам Дилгера, новые разработки на базе ВВС «Крич», расположенной менее чем в 50 милях от Юкка-Маунтин, направленные на расширение возможностей запуска спутников, а также близость боевой воздушной подготовки на различных военных объектах Южной Невады и предлагаемого хранилища ядерных отходов подкрепляют аргументы в пользу национальной безопасности и делают ВВС вероятным союзником в борьбе за уничтожение программы.

«Они очень ревностно относятся к своей способности делать то, что они хотят делать в этой операционной зоне, — говорит Дилгер. – А Юкка-Маунтин поставит это под угрозу. Между нами и министерством энергетики нет никаких разногласий по этому поводу».

Он также добавляет, что недавние громкие транспортные инциденты — от схода поезда с рельсов в Ист-Палестине (штат Огайо) до недавнего обрушения моста Ки в Балтиморе — могут подкрепить аргументы в пользу безопасности на существующих аварийно-опасных горных перевалах вокруг Невады, куда нужно будет перевозить ядерные отходы.

Несмотря на все практические соображения, члены комиссии согласились с тем, что в вопросе Юкка-Маунтин никогда нельзя быть слишком осторожными, и вслух задались вопросом, не следовало ли им быть более агрессивными в преддверии слушаний.

В 2022 году штат подал в Комиссию по ядерному регулированию США юридическое ходатайство с просьбой отклонить проект лицензирования Юкка-Маунтин, что совпало с целенаправленной кампанией в социальных сетях для политиков и специалистов по ядерной энергетике. Но это ходатайство было подано при губернаторе Стиве Сисолаке (демократе); после вступления в должность губернатора Джо Ломбардо (республиканца), по словам Дилгера, офис губернатора осенью прошлого года «неохотно» участвовал в работе со СМИ.

Пресс-секретарь губернатора Ломбардо Элизабет Рэй сказала, что офис губернатора поддерживает работу агентства и «с нетерпением ждет соответствующей реализации их стратегии по работе с населением».

Члены комиссии отмечают, что агентство продолжает активно просвещать политиков по этому вопросу, и предложили лучше координировать эти усилия с округом Кларк и городом Лас-Вегас.

Прогнозирование будущего

По словам Дилгера, он не ожидает, что предстоящие президентские выборы повлияют на то, будет ли федеральное правительство вновь рассматривать вопрос о лицензировании Юкка-Маунтин. Администрация Байдена последовательно выступала против любого нового финансирования Юкка-Маунтин и придерживалась предпочтительного для делегации Невады подхода — размещения объекта на основе согласия. Хотя бывший президент Дональд Трамп первоначально включил финансирование Юкка-Маунтин в свои бюджеты — хотя он так и не прошел в Сенат США, — в 2020 году он изменил свой курс.

С политической точки зрения, учитывая статус Невады как ключевого штата, кандидаты в президенты не имеют особого стимула вступать в борьбу с избирателями Невады в год выборов.

По словам Дилгера, в отличие от первых десятилетий борьбы за Юкка-Маунтин, и атомная промышленность, и министерство энергетики США предпочли бы новый подход и признали, что проект функционально мертв из-за научных, практических и финансовых проблем. Однако он опасается, что новая проатомная группа в Конгрессе возродит этот вопрос.

«Это очень странная ситуация, — говорит он. – Но пока мы не примем закон о ликвидации Юкка-Маунтин и не начнем поиск нового хранилища, мы будем на крючке».

Однако будущая администрация Трампа может представлять угрозу для сторонников Юкка-Маунтин, учитывая рекомендации «Проекта 2025» — целого созвездия политических планов для исполнительной власти, созданных многочисленными бывшими чиновниками Трампа и союзными консервативными группами, включая Фонд «Наследие».

Авторы «Проекта 2025» прямо говорят о ядерной энергетике, призывая возобновить процесс лицензирования Юкка-Маунтин. Они также хотят восстановить Управление по обращению с гражданскими радиоактивными отходами (OCRWM) — агентство, которое первым выбрало Юкка-Маунтин в качестве места хранения высокоактивных ядерных отходов и которое было ликвидировано администрацией Обамы.

Восстановленное OCRWM будет отвечать за «разработку следующих шагов» в отношении Юкка-Маунтин, включая реформирование Закона о политике в области ядерных отходов с целью поощрения приватизации хранилища ядерных отходов.

Хотя «Проект 2025» также призывает следующую администрацию использовать для определения и строительства новых хранилищ ядерных отходов размещение на основе согласия и говорит, что завершение процесса подачи заявки на Юкка-Маунтин не означает обязательства по завершению строительства объекта, авторы дали понять, что Юкка не отменяется.

«Размещение на основе согласия для ядерного хранилища гражданских отходов было способом отложить принятие политически болезненных решений о размещении постоянного хранилища гражданских ядерных отходов», — пишут они.

Бывший сенатор Ричард Брайан (демократ от штата Невада), председатель комиссии, повторяет, что Невада обязана ответить на любую угрозу — в том числе и от подкомитета.

По словам Брайана, делегация Конгресса под руководством представителя Дины Титус (демократ от штата Невада) работает над созданием единой программы дальнейших действий по информированию членов комиссии о рисках, которые несет Юкка-Маунтин. Титус направила письмо в подкомитет в день слушаний; представитель ее офиса подтвердил, что обсуждение дальнейших шагов продолжается.

«Если мы не сможем донести эти опасения до членов подкомитета и до других, то мы фактически в одностороннем порядке разоружим себя», — говорит Брайан.

Габби Биренбаум (The Nevada Independent)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *