Франция накопила свыше 280 тысяч кубометров долгоживущих низкоактивных ядерных отходов, не имея четкого плана их окончательного хранения. Счетная палата страны предупреждает, что эта нерешенная проблема несет в себе риски политических и финансовых последствий, а также угроз для безопасности. По мнению ведомства, недостаточная координация, затягивание с принятием решений и нестабильное финансирование могут поставить под угрозу усилия по демонтажу ядерных объектов, привести к росту затрат и подорвать доверие к планам Франции по расширению атомной энергетики и ее стратегии обращения с радиоактивными отходами.
Во Франции находится более 280 тысяч кубометров ядерных отходов, которые будут продолжать излучать радиацию на протяжении свыше ста тысяч лет. Хотя они классифицируются как «низкоактивные», их долгосрочное управление представляет собой серьезную задачу, для которой до сих пор нет окончательного решения. Счетная палата Франции в своем недавнем докладе указывает на отсутствие национальной стратегии для этой категории отходов, известных как Favl (долгоживущие низкоактивные отходы).
Эти ядерные отходы, включающие графит, битум, радиевые остатки и технологические отходы с ядерного объекта Ла-Аг, не могут быть захоронены в будущих пунктах глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО), таких как проект Cigéo, и тем более храниться на поверхности. Таким образом, их судьба остается неопределенной. Счетная палата предупреждает, что эта проблема рискует перерасти в угрозу безопасности, а также в политическую и финансовую проблему, способную поставить под угрозу всю французскую атомную промышленность.
В отличие от высокоактивных отходов, которые планируется разместить на объекте Бюр на границе департаментов Верхняя Марна и Мёз, для долгоживущих низкоактивных ядерных отходов окончательное место хранения еще не найдено. Объединение коммун Вандёвр-Сулен в департаменте Об заявляет о своей готовности принять только определенные радиоактивные отходы и лишь при соблюдении ряда условий. Однако для основной массы долгоживущих низкоактивных ядерных отходов путь их утилизации все еще не определен.
Счетная палата подчеркивает, что ответственность за эти радиоактивные отходы сегодня «размыта» между множеством субъектов, включая горнодобывающие компании, выведенные из эксплуатации атомные электростанции и исследовательские лаборатории. Ни один из них, по мнению палаты, не проявляет особой срочности в решении данной проблемы. Это также связано с тем, что в настоящее время ядерные отходы по-прежнему хранятся на объектах их происхождения, что экономически выгодно в краткосрочной перспективе, но потенциально опасно в средне- и долгосрочной.
Такая тупиковая ситуация может иметь серьезные последствия: она способна затруднить демонтаж старых инфраструктурных объектов, неоправданно увеличить стоимость проекта Cigéo, если будет принято решение включить в него долгоживущие низкоактивные отходы, и, прежде всего, повысить риск аварий или нештатных ситуаций на объектах временного хранения.
В центре внимания Национального агентства по обращению с радиоактивными отходами (Andra) находится проект Cigéo – центр глубинного геологического захоронения, предназначенный для самых опасных, высокоактивных и долгоживущих отходов. Его предполагаемая стоимость составляет от 26 до 37 миллиардов евро, распределенных на 150 лет. Окончательное политическое решение по проекту ожидается к 2026 году, а разрешение на начало работ – в период с 2027 по 2028 год.
Согласно оценке Счетной палаты, агентство Andra смогло подготовиться к этому масштабному переходу, удвоив свой штат с 2007 года и трансформировавшись в структуру, готовую к операционной фазе. С финансовой точки зрения, агентство является устойчивым благодаря применению принципа «загрязнитель платит». Основными плательщиками выступают энергетическая компания Edf (Électricité de France), компания Orano (ранее Areva) и Комиссариат по атомной энергии.
Тем не менее, сохраняются серьезные неопределенности в отношении долгосрочного финансирования проекта Cigéo. Ресурсы зависят от многолетних соглашений между Andra и производителями отходов – инструментов, которые Счетная палата считает слишком хрупкими и подверженными срывам. Для обеспечения стабильности финансирования предлагается ввести специальный налог.
Проект Cigéo представляет собой не только технический вызов, но и проверку на социальную приемлемость атомной энергетики во Франции. Вопросы местного налогообложения, то есть экономических выгод для принимающих общин, все еще не определены и являются критически важными. Счетная палата рекомендует прояснить этот аспект к 2025 году, до начала общественных консультаций, запланированных на следующий год.
В то время как французское правительство планирует построить как минимум шесть, а возможно, и до четырнадцати новых ядерных реакторов Epr2 (так называемого «третьего поколения», водо-водяных реакторов под давлением), а также парк малых модульных реакторов (ММР), проблема управления долгоживущими низкоактивными ядерными отходами рискует подорвать доверие ко всему проекту возрождения атомной энергетики. Как указывает Счетная палата Франции, неспособность решить этот вопрос ставит под сомнение возможность сектора справиться со всеми своими отходами и ослабляет динамику его развития.
Не следует забывать, что уже построенные реакторы EPR столкнулись со значительными препятствиями. Показателен случай третьего реактора на АЭС Фламанвиль, работы по которому начались в 2007 году с планом ввода в эксплуатацию к 2012 году. Однако длительная череда технических проблем, управленческих задержек и дефектов строительства отложила ввод в строй более чем на двенадцать лет. Подключение к энергосистеме произошло только в декабре 2024 года, при этом затраты выросли до 19,1 миллиарда евро по сравнению с первоначально запланированными 3,4 миллиардами.
Ситуация с долгоживущими низкоактивными ядерными отходами напоминает о том, насколько важно для любой энергетической политики сопровождать обещания инноваций и мощности строгим и прозрачным управлением внешними эффектами. Ядерные отходы, даже «слабоактивные», остаются тяжелым наследием для будущих поколений. Игнорирование этой проблемы или ее откладывание, как подчеркивается, рискует поставить под угрозу не только безопасность, но и социальную легитимность энергетической политики Франции.