Давайте согласимся, что хранить 3,6 миллиона фунтов высокорадиоактивных ядерных отходов на отвесной скале у океана в зоне землетрясений, где проживает 8 миллионов человек, — это, мягко говоря, не идеальный вариант.
Давайте согласимся, что они должны покинуть Сан-Онофре (штат Калифорния в США) и быть надежно замурованы в федеральном могильнике как можно скорее (если не раньше).
И давайте попытаемся отделить факты от фантазий, пока мы ждем, и ждем, и ждем, когда это произойдет — отделяя то, что может стоить беспокойства, от, скажем так, более перформативной паники. Для этого мы организуем дебаты между двумя экспертами в области ядерной энергетики, которые имеют совершенно разные представления о том, чего нам стоит опасаться, когда речь заходит об отработанном ядерном топливе (ОЯТ) в сухом хранилище на атомной электростанции «Сан-Онофре».
Встречайте экспертов!
На одной стороне — Дэвид Лохбаум, недавно вышедший на пенсию директор проекта по ядерной безопасности некоммерческой организации «Союз обеспокоенных ученых». Лохбаум имеет степень в области ядерной инженерии и работал в отрасли, прежде чем стать одним из ее ведущих наблюдателей/критиков.
На другой стороне — Пол Бланч, разоблачитель атомной промышленности, консультант и эксперт по вопросам регулирования. Бланч имеет диплом инженера-электрика и тоже работал в атомной промышленности.
О чем они беспокоятся? Об очень разных вещах.
Начнем с Бланча. «Суть в том, что существует вероятность затопления контейнеров в нашем нынешнем месте. Если это произойдет, последствия для Южной Калифорнии будут просто невообразимыми».
Кошмарный сценарий Бланча выглядит следующим образом: Гигантская приливная волна затапливает «бетонный монолит», который представляет собой систему сухого хранения компании Holtec на АЭС «Сан-Онофре». Большая часть ядерных отходов находится в контейнерах, в хранилищах, в этом бетонном монолите, всего в нескольких сотнях футов от океана.
В этом кошмарном сценарии соленая вода и мусор заполняют хранилища. Внутри контейнеров прохладно — температура ядерных отходов составляет несколько сотен градусов. Они охлаждаются за счет воздушного потока — пассивной системы, которая всасывает холодный воздух и выпускает горячий, не нуждаясь в электричестве для выполнения своей работы. Но что произойдет, если хранилища будут погружены в воду?
Ну, вода была в порядке, когда отходы охлаждались в бассейнах с отработанным ядерным топливом (они охлаждались в этих бассейнах в течение многих лет после того, как закончился срок их службы в активной зоне реактора). Так почему же стоит опасаться воды сейчас? Бланч утверждает, что наличие бора в воде охлаждающих бассейнов и точное расстояние между топливными сборками позволяют держать ситуацию под контролем. В соленой воде бора не будет. Отходы могут быть недостаточно хорошо разнесены, чтобы предотвратить «критичность». После того как вода выкипит, соль и мусор могут остаться внутри хранилищ, потенциально блокируя поток охлаждающего воздуха к горячим контейнерам. Большие проблемы, говорит он.
Кроме того, некоторые контейнеры с ядерными отходами поцарапались по пути в хранилища. Если поцарапанный контейнер попадет в холодную воду, не треснет ли он, как 400-градусная чаша Pyrex, внезапно погруженная в лед?
Компания Edison и Комиссия по ядерному регулированию США утверждают, что такой сценарий угрозы просто неправдоподобен. В этом районе возможны цунами в 6-футовом диапазоне, а не в 30-футовом, которые могут достичь и затопить сухое хранилище. А если бы чудовищные волны все равно пришли, вода охладила бы канистры, а затем отступила.
Стена от моря, которая не является обязательной, обеспечивает некоторую защиту от цунами, но она избыточна, поскольку старая система хранения (NUHOMS) рассчитана на полное погружение под воду до 50 футов, а новая система компании Holtec HI-STORM UMAX рассчитана на полное погружение под воду до 125 футов, говорит представитель компании Edison Джефф Монфорд.
Неправдоподобно.
«Что вы подразумеваете под словом «правдоподобно»? – спрашивает Бланч. – Они не хотят давать этому определение. Я соглашусь, что попадание метеорита неправдоподобно, потому что вероятность этого очень мала. Но какова вероятность в данном случае? Одна на тысячу лет, одна на миллион лет? Что нам действительно нужно, так это анализ, который покажет, каковы будут последствия в случае затопления? Я не могу получить ответ».
Гидрологический анализ был проведен в 1970-х годах Бэзилом Уилсоном, когда планировалось разместить два новейших ядерных реактора ниже уровня моря. За прошедшие годы у АЭС «Сан-Онофре» было много серьезных проблем — и в итоге она была закрыта, — но серьезных наводнений среди них не было. Гидрологический анализ Уилсона обновлялся на протяжении многих лет, потенциальные наводнения рассматривались Калифорнийской прибрежной комиссией, Калифорнийской земельной комиссией и т.д., а компания Edison должна регулярно проводить обязательные для штата исследования повышения уровня моря вблизи АЭС.
Бланч утверждает, что этого недостаточно. Он говорит, что обновления основаны на очень старом исследовании Уилсона и необходимо провести новое исследование.
«Крупная авария в ядерной сфере допустима, если она происходит один раз на 10 миллионов в один год. Это то, к чему мы стремимся. Это более чем безопасно. Одна на миллион, наверное, была бы безопасной для меня. Но кто-то должен это сказать. Я не знаю, какова вероятность. Они этого не сделали».
Он не говорит, что наводнение — это проблема. Но он хочет увидеть анализ, показывающий, что это не проблема, говорит он.
Другие опасения
Тем временем Лохбаум не может согласиться с коллегой.
«У меня нет никаких опасений по поводу того, что отработанное ядерное топливо в сухом хранилище в Сан-Онофре может быть подвержено затоплению в результате цунами, — говорит он. – Забудьте об исследованиях доктора Уилсона, проведенных в 1970-х годах, — компания SCE заказала более поздние оценки, которые показывают, что угроза ничтожна. Ноль опасений. Минимум. У меня есть опасения по поводу сухого хранения отработанного топлива на АЭС «Сан-Онофре» и в других местах. Но они не связаны с цунами. Никак».
Вместо этого Лохбаум беспокоится о самих системах сухого хранения и о том, что с ними произойдет со временем.
Контейнеры с ядерными отходами подвержены износу и деградации по мере старения. После того как они заключены в сталь и бетон и замурованы, бывает трудно оценить, как с ними обращается время.
Комиссия по ядерному регулированию США требует — точнее, «предлагает», — чтобы очень немногие контейнеры время от времени проверялись, — говорит Лохбаум. – Это не прожектор безопасности, а скорее очень редкий стробоскоп безопасности, мигающий, возможно, время от времени.
«К счастью, сухой контейнер со сквозной трещиной в стенке не похож на воздушный шар — все его содержимое не будет стремительно выброшено наружу, — добавляет он. – Но запас прочности, защищающий население, будет снижен. Это плохо».
В сентябре прошлого года Бланч, Лохбаум, компания Edison и другие встретились, чтобы обсудить эти опасения. Лохбаум спросил у Edison, потребуется ли проверка контейнеров перед отправкой их на федеральное захоронение («на случай, если этот день когда-нибудь наступит», — пошутил он).
Увы. Комиссия по ядерному регулированию США не требует проведения предотгрузочных проверок. Но компания Edison заявила, что все равно проверит их, потому что она – ответственная организация.
«У меня нет причин или доказательств сомневаться в их искренности, — говорит Лохбаум, — но я бы больше успокоился, если бы предотгрузочные инспекции были обязательными по закону, а не добровольными. Если они будут обязательными, и если предположить, что АЭС «Сан-Онофре» не будет первым объектом, откуда отгружают контейнеры, то будет создана база данных проверок, которая покажет, прочны ли контейнеры или нет».
Компания Edison
На АЭС «Сан-Онофре» есть два сухих хранилища, расположенных на отвесной скале над голубым Тихим океаном.
Более старая из них — система Orano TN-NUHOMS, в которой контейнеры хранятся горизонтально, — вмещает 50 контейнеров и находится на 20-летнем рубеже эксплуатации. В ноябре 2021 года Edison и Orano провели «базовую проверку», не обнаружив никаких признаков деградации проверенных контейнеров, заявила компания Edison.
Другая система (UMAX компании Holtec) — вышеупомянутый «бетонный монолит» — хранит контейнеры вертикально. В ней находится 73 контейнера с ядерными отходами, последние из которых были загружены в 2020 году.
Системы сухого хранения отработанного ядерного топлива первоначально лицензируются Комиссией по ядерному регулированию США на 20 лет. После этого требуется «программа управления старением» для оценки «механизмов деградации, чтобы определить, могут ли они повлиять на способность компонентов системы сухого хранения выполнять свои функции безопасности», — поясняет компания Edison. Если все будет в порядке, лицензии можно будет продлевать с интервалом в 40 лет.
Поэтому, хотя в течение многих лет программа управления старением для Holtec не понадобится, компания Edison согласилась на «ускоренную программу инспекции и обслуживания», включающую периодические проверки контейнеров, программу испытаний контейнеров, радиационный мониторинг и отчетность, а также разработку способа проверки и ремонта контейнеров в их хранилищах внутри бетонного монолита.
В 2020 году компания Edison отправила ремонтных роботов — своего рода высокотехнологичных сенбернаров — в испытательное хранилище, чтобы найти и починить поврежденный в ходе испытаний контейнер. Один робот нес на себе инспекционные камеры. Другой — сопло, закрепленное на подвижной руке. Используя магнитные колеса для ползания, роботы находили проблемные места и наносили на них металлический слой никеля, эффективно запечатывая их.
Когда придет время перевозить их в федеральное хранилище, каждый баллон будет помещен в очень тяжелую, экранированную, герметичную и проверенную на герметичность гелием бочку, что добавит еще один слой защиты, говорит Монфорд. Лицензия компании Edison требует, чтобы большая часть, если не все, контейнеры были проверены и/или испытаны перед отправкой.
Бланч не беспокоится о затоплении горизонтальной системы контейнеров — вода может просто вытечь через дно, говорит он, — но он беспокоится о вертикальной системе Holtec. «Я не думаю, что в краткосрочной перспективе у нас возникнут проблемы с контейнерами для отработанного ядерного топлива в течение следующих 50 лет или около того, — говорит он. – Но проблемы начнут развиваться».
Он почувствует себя гораздо лучше, если системы сухого хранения поднимут еще на 20 футов в воздух.
Лохбаум чувствовал бы себя гораздо лучше, если бы требовались более регулярные и тщательные проверки систем сухого хранения и контейнеров.
И все мы почувствовали бы себя намного лучше, если бы федеральное правительство перестало медлить и наконец-то нашло для коммерческих ядерных отходов Америки постоянный дом, как оно обещало сделать это много десятилетий назад.
Тери Сфорца (The Orange County Register)