Радиоактивные отходы - под гражданский контроль!
 
Экологи призывают Арктический совет заняться затопленными РАО

Экологи призывают Арктический совет заняться затопленными РАО

Международная экологическая организация «Беллона» снова привлекает внимание к проблеме подъема атомных подводных лодок (АПЛ) и радиоактивных отходов (РАО), затопленных Советским Союзом в арктических морях. Сейчас, когда Россия приняла председательство в Арктическом совете на следующие два года, такое внимание особенно важно.

Корпус АПЛ К-27, снятый в 2012 году мини-подводной лодкой

«Беллона» направила письмо членам Арктического совета (перевод на русский см. здесь). В нем говорится, что организация «искренне верит, что период председательства Российской Федерации в Арктическом совете может и должен стать новым этапом в плодотворном сотрудничестве арктических стран, направленном на приведение арктических морей в безопасное состояние».

В письме также отмечается, что подъем и дальнейшая утилизация радиоактивных отходов и атомных подводных лодок (АПЛ), затопленных в водах, омывающих Северный полюс, «отвечает интересам не только России, но и всех восьми государств – участников совета».

Для достижения этой цели «Беллона» призывает совет разработать проект «Безопасные воды Арктики» (Safe Arctic Waters), способствовать проведению инженерных изысканий морского дна, на котором лежат отходы, а также накоплению международного опыта и притоку финансирования.

В период с 1959 по 1992 год Советский Союз выполнил 80 рейсов в Арктику для затопления радиоактивных отходов (РАО). Всего на дне оказалось около 18 000 объектов. Среди них две целые атомные подводные лодки – К-159 и К-27, реакторные отсеки АПЛ, твердые радиоактивные отходы, ряд облученных судов, а также загрязненные металлоконструкции и оборудование.

Ученые из Института безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН) установили, что время и коррозия обезвредили устранили тысячи опасных объектов, но на дне Арктики осталось еще около 1000 объектов, по-прежнему представляющих высокий риск радиоактивного загрязнения.

Приоритетами являются атомные субмарины К-159 и К-27 с невыгруженными реакторами на борту.

Также, по данным ИБРАЭ РАН, беспокойство вызывают ядерный реактор АПЛ К-140, пять реакторных отсеков различных АПЛ, а также экранная сборка атомного ледокола «Ленин».

При этом К-159 покоится на дне Карского моря, где идет интенсивное международное рыболовство. По оценкам российских экспертов, если в одном из реакторов появится крупная трещина, промысел в этом районе будет запрещен как минимум на месяц. Это обойдется экономикам России и Норвегии примерно в 120 миллионов долларов, что лишь немногим меньше стоимости проекта по подъему субмарины.

В отличие от АПЛ К-159, затонувшей в результате аварии, субмарина К-27 была затоплена намеренно. На К-27 всего через три дня после спуска на воду в 1962 году произошла утечка радиации на одном из экспериментальных реакторов с жидкометаллическим теплоносителем. На протяжении 10 лет ее много раз безуспешно пытались отремонтировать или заменить реакторы, но в 1979 году военно-морской флот отказался от дальнейших попыток и снял судно с эксплуатации.

Шесть наиболее опасных затопленных объектов. Это АПЛ К-159, К-27, реакторные отсеки АПЛ К-11; К-19, К-140 и экранная сборка атомного ледокола «Ленин»

Уровень радиоактивности не позволил провести утилизацию АПЛ традиционными методами, поэтому в 1982 году силами ВМФ СССР К-27 была отбуксирована к арктическому ядерному полигону Новая Земля и затоплена на глубине около 30 метров в одном из проливов архипелага. Подготовка к затоплению также не была простой: для закрепления реактора и утяжеления АПЛ она была залита бетоном и асфальтом, а в балластной цистерне на корме была проделана дыра, чтобы субмарина ушла на дно.

Но такая герметизация не будет длиться вечно. Асфальт должен сдерживать распространение радионуклидов до 2032 года. Но еще большая опасность заключается в возможности возникновения неконтролируемой цепной ядерной реакции. Именно этот риск заставляет многих экспертов говорить о необходимости поднятия субмарины.

Российское правительство поставило цель по подъему этих объектов со дна к 2030 году. При этом и российские власти, и «Беллона» убеждены, что достижение данной цели потребует интенсивного сотрудничества между странами Арктического совета.

«Беллона» надеется, что дух сотрудничества возобладает и поможет странам сплотится для решения этих проблем, тем более что подобный опыт сотрудничества арктических стран уже имеется.

С начала 2000-х годов при поддержке многочисленных западных партнеров в России продолжаются масштабные проекты по утилизации выведенных из эксплуатации советских атомных подводных лодок. Россия обнародовала информацию о ядерной и радиационной опасности своих объектов и совместно с Европейским банком реконструкции и развития, а также многими странами-донорами работала над решением проблем.

В специальном материале, подготовленном к 25-летнему юбилею Атомного проекта «Беллоны», говорится, что за это время в России было безопасно утилизировано около 200 выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок, а бывшие военные базы избавляются от радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива.

Более того, у России есть необходимая инфраструктура для работы с любыми ядерно- и радиоактивно опасными объектами, захороненными в водах Арктических морей. Несмотря на то, что в России не хватает судов, необходимых для подъема таких объектов, они имеются у международных партнеров, с которыми страна много лет успешно сотрудничает по проектам по приведению в безопасное состояние советского ядерного наследия.

Поскольку Россия принимает на себя председательство в Арктическом совете, мы призываем общество сплотиться для безопасного решения этих проблем.

Чарльз Диггс («Беллона»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *