Радиоактивные отходы - под гражданский контроль!
 
Атомные амбиции Колорадо: дебаты о будущем энергетики и ядерных отходов

Атомные амбиции Колорадо: дебаты о будущем энергетики и ядерных отходов

Несмотря на мрачное наследие неудачных и до сих пор крайне токсичных ядерных проектов в энергетике и производстве оружия, американский штат Колорадо переживает новый всплеск интереса к атомной энергии. Стремление и демократов, и республиканцев к «ядерному ренессансу» подпитывается острой необходимостью в безуглеродных источниках энергии для борьбы с изменением климата и обеспечения растущего технологического сектора. Сложившуюся ситуацию подробно разбирает издание Colorado Times Recorder:

От оружейного объекта Rocky Flats на Передовом хребте до погребенного под землей и внесенного в список особо опасных объектов уранового города-призрака Юраван на западе, Колорадо усеян «могилами» холодной войны, порожденными гонкой ядерных вооружений. Ядерный заряд был даже взорван в мирных, но ошибочных целях для интенсификации добычи газа методом гидроразрыва пласта вблизи съезда Ралисон с автомагистрали I-70 в округе Гарфилд. Отработавшие топливные стержни остаются долгосрочным наследием Форт-Сент-Врейн, единственной в штате, экспериментальной и в конечном счете недолго просуществовавшей атомной электростанции.

Однако по мере того, как штат планомерно выводит из эксплуатации угольные электростанции от Пуэбло до Крейга – как для сокращения выбросов углерода, так и для использования возобновляемых источников, природного газа и аккумуляторных хранилищ, которые теперь дешевле угля – политики с обеих сторон признают, что амбициозные цели по безуглеродной экономике могут оказаться недостижимыми без атомной энергетики.

«Энергию нужно откуда-то брать», – заявил сенатор-демократ штата Дилан Робертс, говоря об энергоемком технологическом секторе.

«Я придерживаюсь подхода «всего понемногу» в решении этого вопроса. Люди могут не хотеть центров обработки данных, но большинство из них полагаются на то, что эти центры предоставляют. Поэтому, надеюсь, мы сможем обеспечить значительную часть их потребностей за счет солнечной и ветровой энергии – я их большой сторонник – но я не думаю, что мы сможем обеспечить все только за счет солнца и ветра. Так что что-то, что не выделяет углерод [атомная энергия], если мы сможем справиться с вопросами безопасности и заручиться поддержкой на местах, это гораздо лучше, чем сжигать больше природного газа или какой-либо другой невозобновляемый источник энергии».

Лозунг «всего понемногу» раньше был преимущественно республиканским призывом сохранить круглосуточную надежность ископаемого топлива в авангарде энергетического баланса штата, несмотря на парниковый эффект. Теперь же он охватывает все: от гидроэнергетики до геотермальной энергии и, все чаще, атомной энергетики.

Робертс успешно провел на прошлой законодательной сессии двухпартийный законопроект под названием «Добавление ядерной энергии в качестве чистого источника энергии». HB25-1040 вызвал гнев экологов, которые безуспешно пытались убедить губернатора Колорадо Джареда Полиса наложить вето на этот закон.

«Поскольку проекты в области ядерной энергетики не запрещены действующим законодательством Колорадо, я ожидаю, что основные последствия принятия HB-1040 будут сосредоточены на увеличении возможностей финансирования ядерных проектов в Колорадо и соответствующем сокращении доступных стимулов для других технологий чистой энергии, таких как ветровая и солнечная», – написал в электронном письме Джоэл Джонстон, партнер денверского офиса национальной юридической фирмы Hall Estill.

«Факт остается фактом: долгосрочное управление радиоактивными отходами является огромной нерешенной проблемой для атомной энергетики, и этот законопроект ничего не делает для ее решения. Кроме того, никакие другие ограничения или нормативные акты не отменяются», – добавляет Джонстон, специализирующийся на экологических и регуляторных вопросах, а также на крупных инфраструктурных проектах.

«Поэтому, на мой взгляд, это, вероятно, сделает определенные стимулы для чистой энергии в Колорадо более конкурентными, что, скорее всего, негативно скажется на финансировании, которое в противном случае было бы доступно для солнечных, ветровых или геотермальных проектов».

Робертс утверждает, что одна из причин, по которой он поддержал законопроект о признании ядерной энергии чистой после неудачных попыток республиканцев провести его на предыдущих сессиях, заключается в том, что его исследования показывают безопасную эксплуатацию атомных электростанций в 28 других штатах, с безопасным хранением отработавшего топлива на месте в нескольких точках. Кроме того, в 2019 году он голосовал за 100% декарбонизацию энергоснабжения Колорадо, что означает, что ни одна компания не будет инвестировать в инфраструктуру, не квалифицируемую как чистая энергия.

«Мы не говорим о временах Три-Майл-Айленда, Чернобыля или даже Фукусимы», – сказал Робертс, ссылаясь на печально известные американские и мировые ядерные катастрофы.

«Малые модульные реакторы (ММР) потенциально являются жизнеспособным источником в будущем, с значительно меньшим количеством отходов и меньшим потреблением воды, и могли бы быть установлены где-нибудь в Колорадо».

Однако Джонстон возражает:

«Любое рациональное, работоспособное решение дилеммы долгосрочного хранения радиоактивных отходов изменило бы больше всего с точки зрения вероятности появления новой атомной генерации промышленного масштаба в Колорадо».

На сцену выходит политический оппонент Робертса на прошлых выборах. Бывший член городского совета Игла Мэтт Соломон – республиканец, проигравший Робертсу более чем на 25 процентных пунктов в 2022 году. Сейчас Соломон является руководителем проекта Northwest Colorado Energy Initiative (NCEI), инициативы региональных властей, направленной на переход от угольной экономики. Проект NCEI довольно тихо изучает настроения на северо-западе Колорадо относительно хранения ядерных отходов.

Согласно январскому репортажу в Colorado Sun, «Соломон целенаправленно старается не привлекать большого общественного внимания к своим ранним переговорам о хранении ядерных отходов». Он не ответил на текстовое сообщение, электронное письмо и телефонный звонок с просьбой о комментарии для этой статьи, но во время своей предвыборной кампании в сенат штата в 2022 году он заявил, что «изменение климата вызвано многими факторами, а не только продолжающимся сжиганием ископаемого топлива. У меня есть реальный опыт помощи в борьбе с изменением климата». Затем он описал свои действия по борьбе с изменением климата в городском совете Игла.

«Да, у меня было несколько разговоров с Мэттом Соломоном», – подтвердил Робертс.

«Я не участвовал ни в одной из их программ, и они не консультировались по [законопроекту о ядерной энергии как чистой]. Хранение радиоактивных отходов – это не обязательно развитие ядерной энергетики. Хранение радиоактивных отходов может быть самостоятельным делом, и это определенно потребует полного одобрения сообщества и всех местных согласований».

Это также потребует федерального одобрения от администрации Трампа, которая ускоряет процессы добычи и обогащения урана, а также строительства атомных электростанций. В настоящее время АЭС обеспечивают около 18% электроэнергии в США, используя стареющие реакторы и не имея централизованного хранилища отходов после провала проекта Юкка-Маунтин в Неваде. Изначальное сокращение расходов Трампом в Министерстве энергетики привело к урезанию финансирования критически важных регуляторов в области ядерного оружия, прежде чем курс был изменен – шаг, вызвавший гнев ученых-атомщиков.

«Это серьезные проблемы [с ядерной энергетикой], и реальность такова, что энергетическая политика меняется с приходом новых администраций, а бизнес планирует на годы вперед», – сказал юрист по энергетике Джонстон.

«Что касается потенциального хранилища радиоактивных отходов на северо-западе Колорадо, я не занимаю никакой позиции по этому вопросу. Поскольку оно еще не предложено, трудно быть против него просто из принципа».

Попытка Трампа ослабить ядерное регулирование, по-видимому, не охладила энтузиазм в традиционно республиканских сельских округах Колорадо – Моффат и Рио-Бланко, где Соломон проводит встречи, предлагая заменить рабочие места в угольной промышленности и на электростанциях хранением отработавшего топлива. Однако проблемы с водой и отходами остаются актуальными. Робертс отметил, что люди хотят быть частью следующего этапа энергетического перехода страны.

«От избирателей, которых я представляю, от жителей Хейдена и Крейга, от людей, работающих на угольных шахтах и электростанциях, я слышу, что они хотят оставаться энергогенерирующими сообществами. У них есть инфраструктура, линии электропередач и рабочая сила для этого», – сказал Робертс.

«Но они пытаются понять, каким будет следующий вид энергии. Хейден изучает геотермальную энергию. Крейг может рассмотреть природный газ, но в сообществе есть люди, которые хотели бы, чтобы ядерная энергия стала частью этой дискуссии».

Вопрос хранения ядерных отходов действительно станет частью обсуждения 25 июня в Райфле, на следующем ежемесячном заседании правления Ассоциации правительств Северо-Западного Колорадо, которая курирует проект NCEI Соломона. Согласно повестке дня, Управление ядерной энергии Министерства энергетики США направляет директоров своей Программы размещения объектов на основе согласия, Марлу Моралес и Стефани Вейр, для презентации перед правлением. На сайте Министерства энергетики поясняется, что размещение на основе согласия используется «для определения одного или нескольких федеральных консолидированных временных хранилищ для отработавшего ядерного топлива страны».

Ранее в этом году издание Steamboat Pilot сообщило о заседании городского совета Крейга, на котором Соломон заявил, что он и комиссары округов Моффат и Гарфилд встречались с Моралес в Вашингтоне, округ Колумбия, где обсуждали потенциальное место для хранения отходов недалеко от Мейбелла, примерно в 32 милях к западу от Крейга.

Еще одним важным элементом инфраструктуры является железнодорожная линия Union Pacific, проходящая через этот район. В настоящее время компания перевозит по ней уголь на электростанции Хейден и Крейг, но обратилась к властям штата с предложением организовать пассажирские перевозки в связи с предстоящим закрытием станций. Смогут ли когда-нибудь вагоны с ядерными отходами нового поколения курсировать по этой линии к хранилищу? В прошлом году Робертс провел законопроект о стимулировании других видов грузовых, а также пассажирских перевозок по этой линии.

«Я бы, вероятно, отнес это к категории слишком спекулятивных предположений, по крайней мере, на данный момент», – сказал Робертс о перевозке ядерных отходов по железной дороге.

«Во-первых, линия от Крейга до Денвера или в другие места все еще не вполне готова к эксплуатации, по крайней мере, для пассажиров и других видов грузов, кроме угля. Так что предстоит еще много улучшений, прежде чем это станет возможным. А что касается транспортировки ядерных отходов, то это сопряжено с целым набором федеральных нормативных актов, которые необходимо будет соблюсти, прежде чем какая-либо компания сможет претендовать на налоговые льготы штата».

Представитель Union Pacific Майк Джайксен не стал прямо комментировать возможность перевозки ядерных отходов по линии компании между Крейгом и Денвером, но заявил, что «Union Pacific ежедневно инвестирует примерно 10 миллионов долларов в инфраструктуру, технологии и расширение сети, чтобы удовлетворять меняющиеся потребности наших клиентов и использовать возможности для роста. Мы открыты для изучения долгосрочных решений по росту с нашими клиентами и сообществами, в которых мы работаем».

Бывший кондуктор поезда Amtrak Winter Park Express оценивает загруженность путей Union Pacific между Гранд-Джанкшеном и Денвером примерно в 30% по сравнению с пиком угольных перевозок в 1980-х и 90-х годах, когда через туннель Моффат ежедневно проходило около 30 поездов в обоих направлениях. В наши дни это около шести нефтеналивных составов в день, плюс несколько пассажирских поездов, и это число может увеличиться в пять раз, если будет построена железная дорога Uinta Basin Railway в Юте после недавнего решения Верховного суда. Юристы, оспаривающие этот проект, ожидают, что президент Дональд Трамп уже на следующей неделе издаст указ об ускорении реализации этого проекта по транспортировке нефти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *