На атомных электростанциях штата Иллинойс (США) хранятся тысячи тонн радиоактивных отходов, часть из которых незаметно транспортируется по дорогам штата. Эти отходы представляют собой металлические трубки длиной около 3,6 метра и диаметром менее 2,5 сантиметра, содержащие в общей сложности 11 000 метрических тонн высокоактивных материалов. Период полураспада некоторых из этих веществ составляет 30 лет, однако другие компоненты остаются опасными на протяжении тысячелетий. Иллинойс, обладающий наибольшим количеством АЭС в США – шестью станциями с одиннадцатью реакторами, – накопил больше отработавшего ядерного топлива, чем любой другой штат. Хотя эти отходы скрыты от глаз, они всегда находятся в непосредственной близости от жителей Иллинойса, напоминает издание CU-CitizenAccess.
По данным Комиссии по ядерному регулированию США (NRC), после четырех-шести лет эксплуатации топливные стержни атомных реакторов теряют свою эффективность и превращаются в отработавшее ядерное топливо – опасный, высокорадиоактивный материал. Первоначально это топливо помещается в бассейны с водой для охлаждения, а затем перемещается в сверхпрочные контейнеры, рассчитанные на хранение в течение десятилетий. Существовали планы по созданию постоянного хранилища для этих отходов, а также отходов из других штатов, в Неваде, однако из-за законодательных сложностей и сопротивления местного населения они так и не были реализованы. В результате, как сообщает Агентство по чрезвычайным ситуациям Иллинойса (IEMA), большая часть радиоактивных отходов штата остается на территории тех электростанций, где они были произведены, что вызывает серьезную обеспокоенность у экологических организаций.
Эмили Ковальски из политической и общественной группы Environment Illinois заявляет в интервью, что ядерная энергия сопряжена с рисками и токсичными отходами, которые угрожают окружающей среде, воде, здоровью общества и планеты. Она считает, что не следует подвергаться такому риску.
Федеральное правительство, опасаясь диверсий или террористических актов, намеренно не разглашает информацию о времени и маршрутах транспортировки отработавшего ядерного топлива для обеспечения общественной безопасности. Ковальски также добавляет, что атомные электростанции несут дополнительные риски во время погодных явлений или других катастроф, что может поставить под угрозу население, проживающее вблизи этих объектов.
Попытки создания постоянного хранилища радиоактивных отходов в США зашли в тупик на десятилетия. Проект Yucca Mountain в Неваде, утвержденный Конгрессом в 1987 году в качестве национального долгосрочного репозитория, был фактически остановлен в 2011 году из-за политического и юридического противодействия. С тех пор Министерство энергетики США (DOE), следуя рекомендациям Президентской комиссии по ядерному будущему Америки от 2012 года, применяет подход, основанный на получении согласия местного населения, при выборе мест для будущих хранилищ. В 2023 году ведомство начало сбор мнений общественности для поиска населенного пункта, готового разместить у себя временное хранилище ядерных отходов, однако место до сих пор не выбрано. В отсутствие окончательного решения проблемы, атомные электростанции в Иллинойсе и по всей стране вынуждены хранить отработавшее топливо на своих территориях. Это временное решение превратилось в долгосрочную реальность, коренным образом изменив подход к обращению с ядерными отходами в США.
Одной из причин продолжающегося накопления отходов является тот факт, что США в настоящее время не занимаются переработкой отработавшего ядерного топлива, несмотря на наличие соответствующих технологий. Переработка позволяет выделять из ОЯТ такие элементы, как уран и плутоний, для их потенциального повторного использования в реакторах. Однако опасения, связанные с распространением ядерного оружия, и высокая стоимость привели к тому, что США прекратили коммерческую переработку еще в 1970-х годах. Эта политика остается в силе и согласно текущим руководящим принципам Комиссии по ядерному регулированию США. Отсутствие переработки и специального постоянного хранилища приводит к тому, что временное хранение отходов на АЭС затягивается на десятилетия, усугубляя проблемы долгосрочного складирования и транспортировки.
Перед отправкой на длительное хранение отработавшее топливо сразу после извлечения из реактора охлаждается в специальных бассейнах выдержки. Вода в них выполняет функцию как теплоносителя, так и радиационного экрана. Со временем, когда топливо остынет и его радиоактивность снизится, его перемещают либо в массивные сталебетонные контейнеры, известные как сухие контейнеры для хранения, либо, в некоторых случаях, в подземные хранилища для более долгосрочного управления. Власти штата Иллинойс ведут постоянный экологический мониторинг для выявления любых потенциальных рисков. В отчете Агентства по чрезвычайным ситуациям Иллинойса о радиологическом мониторинге окружающей среды за 2023 год указано, что уровни радиации на ядерных объектах по всему штату остаются в пределах установленных норм безопасности.
При необходимости перемещения радиоактивные отходы транспортируются автомобильным или железнодорожным транспортом в специальных экранированных контейнерах под строгим федеральным контролем. Эти перевозки редко привлекают внимание общественности, однако связанные с ними риски и ответственность никуда не исчезают. По данным Счетной палаты правительства США (GAO), даже маловероятные инциденты с отработавшим топливом во время транспортировки, такие как аварии или отказ оборудования, могут привести к масштабным работам по очистке, радиационному облучению и длительным сбоям в транспортном сообщении. Важно понимать, что ядерные отходы – это не только отработавшее топливо с АЭС. К ним также относятся медицинское оборудование, детекторы дыма и инструменты, содержащие небольшое количество радиоактивных материалов. Все ядерные и радиоактивные материалы классифицируются Министерством транспорта США как опасные грузы класса 7 и регулируются Комиссией по ядерному регулированию США и многочисленными ведомствами штатов.
В настоящее время активных планов по перемещению ядерных отходов через Иллинойс нет, и, по данным Агентства по чрезвычайным ситуациям Иллинойса и Управления внутренней безопасности штата, по состоянию на апрель текущего года таких перевозок не осуществлялось. Тем не менее, системы мониторинга и экстренного реагирования штата находятся в постоянной готовности. Согласно действующим процедурам, разрешение на транспортировку может быть выдано всего за четыре дня после уведомления от грузоотправителя, как показывают записи управления по чрезвычайным ситуациям. Несмотря на это, уровень осведомленности общественности о таких перевозках остается низким. Только определенные типы радиоактивных материалов, такие как отработавшие топливные стержни и материалы, перевозимые по контролируемым автомагистральным маршрутам в больших количествах, требуют обязательной инспекции и сопровождения со стороны полиции штата Иллинойс и агентства по чрезвычайным ситуациям.
Дэвид Пстрак, старший менеджер проектов в Комиссии по ядерному регулированию США (NRC), поясняет в интервью, что агентство использует многоуровневую систему регулирования для управления рисками при транспортировке радиоактивных материалов, причем к более опасным веществам применяются более строгие правила. Он отмечает, что требования к упаковке и транспортировке как потребительских товаров, например, детекторов дыма, так и высокоактивных радиоактивных отходов, включены в транспортные регламенты. По его словам, эти регламенты используют дифференцированный подход: чем опаснее материал, тем больше уровней регулирования и усиленного контроля он требует.
Несмотря на отсутствие зарегистрированных перевозок в последнее время, система транспортировки ядерных отходов остается действующей. Когда перевозки все же происходят, ответственность за надзор распределяется между федеральными ведомствами и агентствами штата. Для материалов с высоким уровнем риска, таких как отработавшее ядерное топливо, в инспекциях и сопровождении участвуют как полиция штата Иллинойс (ISP), так и агентства по чрезвычайным ситуациям штата. Лейтенант полиции штата Майк Линк сообщает, что ISP проверяет транспортное средство и водителя на соответствие требованиям безопасности, в то время как сотрудники управления по чрезвычайным ситуациям проводят радиологическое обследование груза. Программа инспекций и сопровождения отработавшего ядерного топлива и высокоактивных отходов штата предусматривает дополнительные процедуры. После подтверждения планов перевозки инспекторы из Отдела мониторинга окружающей среды IEMA назначаются для проверки груза при поддержке сотрудников по опасным материалам и инспекторов по автотранспортным перевозкам из ISP. Ведущую роль в этом процессе играет Отдел ядерной безопасности штата.
Линк также уточняет по электронной почте, что Иллинойс не определяет самостоятельно маршруты для перевозки ядерных отходов, а полагается на федеральные протоколы маршрутизации, которые обязывают перевозчиков выбирать самый безопасный и надежный из доступных путей. Эти федеральные маршруты выбираются Министерством энергетики США в соответствии с руководящими принципами, приоритетом которых является минимизация радиологического риска. Из соображений безопасности информация об этих перевозках и их маршрутах не объявляется публично и не отслеживается в режиме реального времени. Такое отсутствие прозрачности призвано защитить общественную безопасность, но также оставляет многих жителей в неведении о том, что может проходить вблизи их домов.
Несмотря на относительное затишье в последнее время, Иллинойс не оставался полностью бездействующим в отношении транспортировки ядерных отходов в последние годы. Данные о перевозках по штату, полученные от IEMA на основании Закона о свободе информации, показывают, что с 2009 года в пределах штата было осуществлено более 50 транспортировок отработавшего ядерного топлива. Эти перевозки происходили достаточно регулярно, обычно по три-четыре в год, с пиками активности в 2012 и 2017 годах, и продолжались до конца 2024 года. Последняя задокументированная перевозка состоялась в ноябре 2024 года. Эта недавняя история свидетельствует о том, что транспортировка ядерных материалов в Иллинойсе не является редким или устаревшим явлением; она по-прежнему происходит, но тихо и почти без общественного внимания.
Хотя перевозки ядерных отходов строго регулируются и являются редкостью, возможность аварий полностью исключить нельзя. В случае транспортного происшествия с радиоактивными материалами, такого как ДТП или пожар, первыми на место прибудут местные службы. Пожарное управление города Шампейн входит в число подразделений быстрого реагирования, обученных действиям при инцидентах с опасными материалами в этом районе, включая те, что связаны с радиоактивными грузами. Исполняющий обязанности начальника учебного батальона Брайан Болл сообщает, что управление тесно сотрудничает с группами экстренного реагирования штата, полицией штата Иллинойс и другими региональными командами для координации протоколов реагирования.
Болл поясняет, что полиция штата Иллинойс будет задействована, если инцидент произойдет на межштатной автомагистрали или шоссе, но практически на всей территории штата основной инстанцией является Отдел ядерной безопасности IEMA. Он добавляет, что если возникнет ситуация, выходящая за рамки их возможностей, именно к этим специалистам они обратятся за помощью. Пожарное управление регулярно проводит учения на случай чрезвычайных ситуаций с радиоактивными материалами. Это включает обучение методам обнаружения радиации и отработку безопасных действий при возникновении инцидента.
Болл отмечает, что они ежегодно тренируются и освежают навыки использования своего оборудования для радиационного контроля. В случае реального происшествия, по его словам, первыми шагами будут оцепление территории, проверка на наличие радиации и вызов помощи от агентств штата и федеральных властей. Серьезные аварии крайне маловероятны, но их последствия могут быть опасными, особенно если речь идет о высокоактивных материалах или если инцидент произойдет в оживленном районе.
Болл также рассказывает, что Агентство по чрезвычайным ситуациям округа Шампейн (CCEMA) через свои партнерские отношения с местными теле- и радиоканалами, а также используя городские социальные медиаплатформы, будет информировать население в случае подобных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, по его словам, CCEMA имеет доступ к системе, которая может рассылать экстренные текстовые оповещения. Несмотря на то, что большинство жителей могут никогда не узнать о проходящей мимо перевозке ядерных материалов, службы экстренного реагирования, такие как команда Болла, обучены действовать быстро и решительно, если это «тихое путешествие» когда-либо будет нарушено.